Метадычныя рэсурсы
Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Грэская сярэдняя школа"Адрас:
РБ Мінская вобласць Слуцкі раён в.Грэск вул.Пралетарская, 5 Тэлефон:
8-01795-90286, 8-01795-90504 Электронная пошта:Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Грэская сярэдняя школа"

УПРАЎЛЕННЕ ПА АДУКАЦЫІ, СПОРЦЕ  І ТУРЫЗМЕ СЛУЦКАГА РАЙВЫКАНКАМА

 Дзяржаўная ўстанова адукацыі "Грэская сярэдняя школа"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Галоўная Skip Navigation Links

Навiны

 

 21.09.2018  21 верасня - Міжнародны дзень міру

подробнее...

 

 15.09.2018  Занальныя спаборніцтвы па футболе

подробнее...

 

 08.09.2018  Дзень бяспекі

подробнее...

 

 01.09.2018  1 верасня - ДЗЕНЬ ВЕДАЎ

подробнее...

 

 06.08.2018  Віншуем будучых педагогаў

подробнее...

Кантактная інфармацыя

Адрас: РБ,  Мінская вобл.,  Слуцкі р-н, аг.Грэск, вул.Пралетарская, 5
Тэлефон: 8 017 95 90 286, 8 017 95 90 504

Электронная почта: gresk@slutsk.edu.by

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 

  




Методические рекомендации
 для педагогов и учащихся по проведению научного исследования и его оформлению
В практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствую­щих традиционно установленным требованиям. Перечислим лишь наиболее типичные затруднения, возникающие в процессе подготовки исследовательской работы:
замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором раз­личных научных произведений;
замена исследования работой компилятивного характера, т.е. со­единением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутст­вием систематического подхода к исследовательской деятельности;
неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите ре­зультатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.
Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления ис­следования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. 
Большинство затруднений в начале исследовательской деятельностиобусловлены прежде всего непониманиемприроды как исследовательского, так иреферативного сочинения.
Напомним, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
I. Подготовка к проведению научного исследования предполагает несколько этапов:
1.     Определение объекта и предмета исследования.
2.     Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3.     Изучение научной литературы и уточнение темы.
4.     Формулировка гипотезы.
5.     Формулировка цели и задач исследования.
Дадим краткие определения каждого из элементов названной «системы».
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. 
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри кото­рой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет всегда уже объекта исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.Тема- ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, харак­терномдля данной работы. Вы­бор темы для многих является весьма трудным этапом. Необходимо удержаться от выбора слишком масштабных или сложных тем: они могут оказать­ся непосильными для раскрытия в рамках учебного исследования. Возмо­жен и такой случай, когда учащийся выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной зем­лей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выде­лить основные критерии:
1.     Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую пер­спективу профессионального развития ученика, т.е. имела непо­средственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
2.     Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избран­ной им сферы выделяет требующую разработки область для изуче­ния ее учеником. 
3.     Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должныбыть доступны оборудова­ние и литература. 
Так как тема - это своего рода визитная карточка исследования, важно с самого начала правильно ее сформулировать.Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке иссле­дования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Ак­туальность может состоять в необходимости получения новых данных и не­обходимости проверки новых методов и т.п. Здесь жела­тельно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необ­ходимым, и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление свя­зано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать но­вые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.Таким образом, можно представить проблему как некую противоречи­вую ситуацию, требующую своего разрешения.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, иссле­дователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от­ветственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конст­рукции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. та­кие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формули­рования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше со­ставить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного ко­личества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготов­ки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы доста­точно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необ­ходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы макси­мально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещи­ваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации ис­следования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы дан­ного вида деятельности. 
Цель и задачи должны уточнить направления, по кото­рым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы дос­тичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее ти­пичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо­мерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различ­ными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать... . 
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму­лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели ис­следования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наи­менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество опреде­ляется глубиной исследования.
     После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следу­ет этап определения методов (способов достижения цели исследования).Теоретические методы:
моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практиче­ские действия с «заместителем» этого объекта - моделью;
абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несу­щественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс аб­страгирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагиро­вания - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолиро­ваны друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследо­вания - изучение специальной литературы по теории вопроса;
восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два услов­но самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчле­няется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.
 Эмпирические методы:
наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его пред­метную деятельность. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений с целью их изучения.
 
II. Проведение научного исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Только после проведения всех этапов можно приступать к оформлению результатов исследования.Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формаль­ный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так.
III.Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы. Рассмотрим более детально правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.
1. Титульный лист:
Пример оформления титульного листа
 
Научно-практическая конференция учащихся 3-11 классов
«Шаг в будущее»
 
 
Как испечь хлеб
 
 
 
Работу выполнила:
Иванова Ольга Сергеевна,
Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г.Слуцка», 8 класс
г.Слуцк, Минская область
 
Научный руководитель:
Иванова Инна Леонидовна, учитель химии
 
 
2011
Титульный лист является первой страницей научной работы и содержит указание автора работы, название темы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя ука­зание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заклю­чение, список литературы (библиография), приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение             2
Глава 1                  3
 
§1.1                     3
§1.2                     6
Глава 2                8
§2.1                     8
§2.2                     10
Заключение                  12
Список литературы     14
Приложения
Приложение 1    15
Приложение 2    18
3. Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет; цель, задачи; гипо­тезу; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его новизну и практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.
4. Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содер­жит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те­мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интер­претацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
5. Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по резуль­татам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, констатируется факт подтверждения или неподтверждения гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
6. Особой точности требует составление библиографического списка. Наиболее удобен в исследова­тельской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов) способ группировки литературных источников.В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения окнигах (монографиях, учебниках, справочниках ит.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда­тельство; год издания и объем в страницах. Приведем примеры оформления в списке различных вариантов изданий.
 Книга под фамилией автора
Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.
1 автор:
Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб.для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.
Борисова, Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М.Пришвина[Текст]: учеб. - метод, пособие / Н.В. Борисова. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 227 с.
2 автора:
Нуркова, В.В. Психология [Текст]: учеб.для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высш. образование. - 2005. - 464 с.
Кузовлев, В.П. Философия активности учебной деятельности учащихся [Текст]: монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 219 с.
3 автора:
Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Инфра - М, 2005.-512 с.
Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учеб.пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М: Академический проект, 2005.-848 с.
Книга под заглавием.
Описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.
История России [Текст]: учебник / А.С.Орлов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 520 с.
Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б.А.Эренгросс [и др.]. - М.: Высшая школа, 2005. - Т.2. - 511 с.
Изоиздания
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал]: календарь: 2002/ Торговый дом «Медный всадник»; вступ. ст. С.Кудрявцевой. — СПб.: П-2, 2001.-24 с: цв. ил.
Нотные издания
Бойко, Р.Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра): муз.ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36 / Ростислав Бойко. - Партитура. - М.: Композитор, 2001. - 96 с.
Аудиоиздания
Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку[Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп. Г.Вицин, В.Ливанов, О.Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002. - 1 мк.
Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. - СПб.: Центр духов. Просвещения, 2002. - 1 электрон, опт. диск. -(Песнопения иеромонаха Романа; вып. 3)
Видеоиздания
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К.Тарантино, Х.Кейтель, Дж.Клуни; ParamountFilms. — М.: Премьер-видеофильм, 2002. - 1 вк.
Составная часть документов.
Статья из...
...собрания сочинений
Локк, Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Собр. соч.: в 3 т. -М.,1985.-Т.3.-С. 66-90.
...книги, сборника
Коротких, В.И. О порядке чтения, который поможет научиться сохранять вкус и отыскивать удовольствие в книгах [Текст] / В.И. Коротких // Человек и культурно-образовательная среда: сб. науч. работ. — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. - С. 43-59.
...журнала
Мартышин, О.В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 5-12.
Трепавлов, В.В. «Непоколебимый столп»: образ России XVI - XVIII вв. в представлении ее народов / В.В.Трепавлов // Вопросы истории. -2005.-№8.-С. 36-46.
... газеты
Петров, В.Г. Богато то общество, в котором дороги люди: монолог о главном [Текст] / В.Г. Петров // Липецкая газета. - 2004. - 7 апр.
В аналитическом описании статьи из газеты область количественной характеристики (страница) указывается, если газета имеет более 8 страниц.
Нормативные акты
О государственном языке Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ // Рос.газета. - 2005. - 7 июня. - С. 10.
О борьбе с международным терроризмом [Текст]: постановление Гос. Думы Федер. Собр. от 20 сент. 2001 г. № 1865 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 40. - Ст. 3810. - С. 8541 -8543.
Библиографическое описание документа из Internet
Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». - (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1).
Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. -Первое изд. - 1999. - (http//www.smysl.ru/annot.php).
      7. Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая до­полнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более пол­ного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содер­жанию среди приложений различают копии документов, статистические ма­териалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
üразмещаются после библиографического списка;
üв оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
üкаждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
8. Еще одна особая часть основного текста - это примечания.Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б)подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
Примечанием может быть
üопределение терминов или устаревших слов;
üсправочная информация о лицах, событиях, произведениях;
üперевод иностранных слов и предложений;
üпояснения основного текста.
9. Таблицы и рисунки располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
 10. Цитаты в тексте работы обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника (ссылки в квадратных скобках: первой цифрой – номер источника в библиографическом списке, второй цифрой через запятую – страница). После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соот­ветствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
          11. Объем научно-исследовательской работы, представляемой на конференции НОУ, не должен превышать 15 страниц и 10страниц приложения. По форме представления:
- в 2-х экземплярах off-line;
- в электронной версии;
- шрифт 14, Times New Roman, интервал 1;
- тезисы к работе.
 12. Кроме формальных особенностей представления материала, исследо­вателю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результа­ты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наибо­лее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите.
13. На защиту (5-7 минут) выносятся только спорные моменты исследования. То, с чем все согласны и что не вызывает споров, не нуждается в защите. При изложении результатов работы исследователь должен подробно изложить введение и заключение (выводы), подчеркнуть, в чем заключается научная и практическая новизна исследования. Основная часть характеризуется предельно кратко.