Методические рекомендации
для педагогов и учащихся по проведению научного исследования и его оформлению
В практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствующих традиционно установленным требованиям. Перечислим лишь наиболее типичные затруднения, возникающие в процессе подготовки исследовательской работы:
замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности;
неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.
Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.
Большинство затруднений в начале исследовательской деятельностиобусловлены прежде всего непониманиемприроды как исследовательского, так иреферативного сочинения.
Напомним, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
I. Подготовка к проведению научного исследования предполагает несколько этапов:
1. Определение объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы.
4. Формулировка гипотезы.
5. Формулировка цели и задач исследования.
Дадим краткие определения каждого из элементов названной «системы».
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Предмет всегда уже объекта исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета.Тема- ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерномдля данной работы. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Необходимо удержаться от выбора слишком масштабных или сложных тем: они могут оказаться непосильными для раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:
1. Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
2. Очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должныбыть доступны оборудование и литература.
Так как тема - это своего рода визитная карточка исследования, важно с самого начала правильно ее сформулировать.Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым, и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности.
Цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать... .
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов (способов достижения цели исследования).Теоретические методы:
моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;
абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;
восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.
Эмпирические методы:
наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений с целью их изучения.
II. Проведение научного исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Только после проведения всех этапов можно приступать к оформлению результатов исследования.Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так.
III.Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы. Рассмотрим более детально правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.
1. Титульный лист:
Пример оформления титульного листа
Научно-практическая конференция учащихся 3-11 классов «Шаг в будущее» Как испечь хлеб Работу выполнила: Иванова Ольга Сергеевна, Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г.Слуцка», 8 класс г.Слуцк, Минская область Научный руководитель: Иванова Инна Леонидовна, учитель химии 2011 |
Титульный лист является первой страницей научной работы и содержит указание автора работы, название темы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Глава 1 3
§1.1 3
§1.2 6
Глава 2 8
§2.1 8
§2.2 10
Заключение 12
Список литературы 14
Приложения
Приложение 1 15
Приложение 2 18
3. Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет; цель, задачи; гипотезу; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его новизну и практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы.
4. Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
5. Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, констатируется факт подтверждения или неподтверждения гипотезы, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
6. Особой точности требует составление библиографического списка. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов) способ группировки литературных источников.В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения окнигах (монографиях, учебниках, справочниках ит.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах. Приведем примеры оформления в списке различных вариантов изданий.
Книга под фамилией автора
Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.
1 автор:
Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб.для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.
Борисова, Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М.Пришвина[Текст]: учеб. - метод, пособие / Н.В. Борисова. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 227 с.
2 автора:
Нуркова, В.В. Психология [Текст]: учеб.для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высш. образование. - 2005. - 464 с.
Кузовлев, В.П. Философия активности учебной деятельности учащихся [Текст]: монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 219 с.
3 автора:
Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Инфра - М, 2005.-512 с.
Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учеб.пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М: Академический проект, 2005.-848 с.
Книга под заглавием.
Описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.
История России [Текст]: учебник / А.С.Орлов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 520 с.
Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б.А.Эренгросс [и др.]. - М.: Высшая школа, 2005. - Т.2. - 511 с.
Изоиздания
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал]: календарь: 2002/ Торговый дом «Медный всадник»; вступ. ст. С.Кудрявцевой. — СПб.: П-2, 2001.-24 с: цв. ил.
Нотные издания
Бойко, Р.Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра): муз.ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36 / Ростислав Бойко. - Партитура. - М.: Композитор, 2001. - 96 с.
Аудиоиздания
Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку[Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп. Г.Вицин, В.Ливанов, О.Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002. - 1 мк.
Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. - СПб.: Центр духов. Просвещения, 2002. - 1 электрон, опт. диск. -(Песнопения иеромонаха Романа; вып. 3)
Видеоиздания
От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К.Тарантино, Х.Кейтель, Дж.Клуни; ParamountFilms. — М.: Премьер-видеофильм, 2002. - 1 вк.
Составная часть документов.
Статья из...
...собрания сочинений
Локк, Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Собр. соч.: в 3 т. -М.,1985.-Т.3.-С. 66-90.
...книги, сборника
Коротких, В.И. О порядке чтения, который поможет научиться сохранять вкус и отыскивать удовольствие в книгах [Текст] / В.И. Коротких // Человек и культурно-образовательная среда: сб. науч. работ. — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. - С. 43-59.
...журнала
Мартышин, О.В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 5-12.
Трепавлов, В.В. «Непоколебимый столп»: образ России XVI - XVIII вв. в представлении ее народов / В.В.Трепавлов // Вопросы истории. -2005.-№8.-С. 36-46.
... газеты
Петров, В.Г. Богато то общество, в котором дороги люди: монолог о главном [Текст] / В.Г. Петров // Липецкая газета. - 2004. - 7 апр.
В аналитическом описании статьи из газеты область количественной характеристики (страница) указывается, если газета имеет более 8 страниц.
Нормативные акты
О государственном языке Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ // Рос.газета. - 2005. - 7 июня. - С. 10.
О борьбе с международным терроризмом [Текст]: постановление Гос. Думы Федер. Собр. от 20 сент. 2001 г. № 1865 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 40. - Ст. 3810. - С. 8541 -8543.
Библиографическое описание документа из Internet
Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». - (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1).
Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. -Первое изд. - 1999. - (http//www.smysl.ru/annot.php).
7. Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
üразмещаются после библиографического списка;
üв оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
üкаждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
8. Еще одна особая часть основного текста - это примечания.Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
а) в круглых скобках;
б)подстрочно (оформляются как сноски);
в) после параграфов или глав.
Примечанием может быть
üопределение терминов или устаревших слов;
üсправочная информация о лицах, событиях, произведениях;
üперевод иностранных слов и предложений;
üпояснения основного текста.
9. Таблицы и рисунки располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
10. Цитаты в тексте работы обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника (ссылки в квадратных скобках: первой цифрой – номер источника в библиографическом списке, второй цифрой через запятую – страница). После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
11. Объем научно-исследовательской работы, представляемой на конференции НОУ, не должен превышать 15 страниц и 10страниц приложения. По форме представления:
- в 2-х экземплярах off-line;
- в электронной версии;
- шрифт 14, Times New Roman, интервал 1;
- тезисы к работе.
12. Кроме формальных особенностей представления материала, исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите.
13. На защиту (5-7 минут) выносятся только спорные моменты исследования. То, с чем все согласны и что не вызывает споров, не нуждается в защите. При изложении результатов работы исследователь должен подробно изложить введение и заключение (выводы), подчеркнуть, в чем заключается научная и практическая новизна исследования. Основная часть характеризуется предельно кратко.